Основные проблемы, с которыми сталкивается замещающая семья, воспитывающая ребенка-сироту и ребенка, оставшегося без попечения родителей

          Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, входящие в группу риска по социальному сиротству – так называется сиротство при живых родителях, - имеют особые депривационные нарушения в развитии. При отсутствии усилий для их компенсации они, как правило, превращаются в стойкие личностные нарушения, влияющие на всю будущую жизнь ребенка. Многим сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, родители, подготовленные к профессиональной работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития.

          Роль семьи для ребенка чрезвычайно важна. Дети должны расти в семьях родных родителей, но, если это невозможно, альтернативой биологической семье может служить другая семья (приемная семья, опека, усыновление).

          Семейные формы устройства обеспечивают социальную защиту, защиту имущественных и жилищных прав ребенка, уход, воспитание, коррекцию и компенсацию развития, решения медицинских проблем, преодоление психологических травм, удовлетворения ежедневных потребностей ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, формирования его личности в условиях семейного попечительства.  

         Формирование у приемного ребенка эмоциональной привязан­ности к новым родителям чрезвычайно важно. Это имеет особенно большое значение в тех случаях, когда ребенок усыновляется не сра­зу после рождения. Травма, вызванная отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на развитие усыновляе­мых детей, на их когнитивные, эмоциональные и сенсорные процес­сы, что существенно затрудняет формирование эмоциональной при­вязанности к новым родителям. Для таких детей ха­рактерна тенденция к проявлению конфликтного поведения в ситуа­циях, связанных с установлением эмоциональной близости с прием­ными родителями.

          Замещающие семьи сталкиваются с определенным набором сложных ситуаций в воспитании приемных детей и отношениях с ними. Это, например нежелание детей учиться, выполнять домашние обязанности, необходимость поддерживать отношения с биологической семьей, случаи обмана, воровства, нарушенное пищевое поведение. Рассмотрим каждую ситуацию в отдельности.

Ребенок и обучение

          Многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей воспитывались в неблагоприятных условиях биологической семьи, которая не способствовала развитию ребенка. Во многих семьях старшие дети берут на себя все домашние обязанности и на учебу времени совсем не остается. Поэтому придя в замещающую семью, начинаются сложности с обучением детей. Некоторые дети перенимают негативный опыт своих родителей и не желают учиться, ленятся, не понимают зачем необходимо получать знания.

          Проблема обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, тесно связана с вопросами расширения круга их общения, формирования правильных взаимоотношений с окружающими, повышения их функциональных и социально-адаптивных возможностей, обеспечения надлежащего уровня жизненной компетентности.

          Для решения этой проблемы важнейшими следует считать такие задачи.

- Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, которые обеспечивают эффективное психосоциальное развитие личности;

- Нравственное воспитание ребенка – как основу формирования личности и подготовки к будущей самостоятельной жизни;

- Индивидуальное общение – как основу всей коррекционно-педагогической работы.

Ребенок и домашние обязанности

           Домашние обязанности потому и названы обязанностями, что выполнять их особо никому не хочется. Для детей указанной категории очень важно, чтобы обязанности были распределены «по справедливости», чтобы они сами принимали участие в их распределении и перераспределении, чтобы планирование заданий происходило каждый день. Положительные действия ребенка должны получать подкрепление (вымыл посуду – получи похвалу, поощрение), отрицательное (не вымыл посуду) не должны быть проигнорированы. Обратная связь от замещающих родителей должна последовать сразу. Оставив три раза незамеченной невымытую посуду, родители рискуют закрепить у детей подобное поведение.

Ребенок и воровство

           Причиной воровства у приемных детей часто является просто незнание социальных норм поведения. Ребенок, выросший в детском доме, может не знать ничего о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат. Хороший способ ввести ребенка в курс дела – выделять ему карманные деньги и помогать ими распоряжаться, постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Также необходимо подключать ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему отношения к деньгам, как ресурсу, которым нужно разумно распорядиться.

           Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно» и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения (дисков, игрушек). Это заставляет ребенка чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников, что для подростка очень тяжело. Причиной воровства в этом случае является систематическое пренебрежение потребностями ребенка.

           Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. В этом случае причиной воровства является одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно бывает свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д. В подобных случаях нужно, прежде всего, помочь ребенку завести друзей, научить его обходиться в отношениях с ровесниками без подкупа, повысить его самооценку и укрепить в нем уверенность, то он может быть интересен сам по себе.

Ребенок и обман

           Многие дети, совершив противоправное действие, часто не сознаются в содеянном. Во многих случаях подобный обман служит защитой ребенку от возможного наказания. К сожалению, нередко приемные родители драматизируют поступки ребенка, квалифицируя их как проступки. Приемные родители должны делать все возможное, чтобы ребенок понимал, что если он что-то сделал неправильно, то нужно это исправить, возместить ущерб. Очень важно воспитать у ребенка чувство ответственности за свои поступки. Также важно обсуждать с ребенком его поступки, возможные выходы из создавшегося положения. Желательно, чтобы сам ребенок имел возможность выбрать способ решения проблемы.

Ребенок и биологическая семья

           У ребенка, даже если его отделили от кровной семьи совсем маленьким, остается эмоциональная связь с ее членами. Чем меньше он общается с ними, знает о них, тем они более идеализированы в его фантазии. Замалчивание или отрицательные отзывы о биологической семье препятствуют его принятию приемной. При хороших отношениях его гложет иногда малоосознаваемое чувство, что, любя членов приемной семьи, он предает своих биологических родителей. Также ребенку, подростку свойственно винить себя в проблемах своей семьи.

           На занятиях в Школе приемных родителей опекунам говорят о необходимости рассказывать ребенку его историю. Совсем маленькому ребенку можно показывать картинки, говорить, что «ты появился там-то». Очень эффективна форма сказок. Малышу рассказывают о том, что он родился в домике, где живут без родителей, а мы, приемные родители, пришли и тебя забрали. Когда он станет старше, то можно озвучить имя и фамилию биологических папы и мамы. Какими бы ни были кровные родители, приемные не должны допускать резких высказываний, оценок в их адрес. Нужно говорить, «что у мамы возникли такие обстоятельства, что она не смогла тебя воспитывать». Это уважительное отношение важно для ребенка в дальнейшем. Спокойное отношение к биологическим родителям сказывается в первую очередь на отношении ребенка к себе и приёмным родителям.

          Для всех приемных родителей вопрос взаимоотношений с кровной семьей ребенка, особенно с матерью, является наиболее острым и болезненным. Это происходит потому, что приемные родители, педагоги, социальные работники хотят, прежде всего, защитить ребенка от негативного влияния неблагополучных родителей, оградить его от переживаний, которые испытывает ребенок после таких встреч. Кроме того, после усыновления, оформления опеки многие считают ребенка своим и не хотят впускать в новую жизнь прошлое ребенка, чтобы не травмировать его.

          Поддержание контактов с родственниками имеет благотворное влияние на ребенка. Повышается его самооценка, он получает дополнительную информацию о себе, увеличиваются способности ребенка к обучению, уменьшается риск неприятия ребенком нового дома, устанавливаются качественно новые отношения с окружающими людьми; встречи с родными помогают преодолевать кризисные ситуации; ребенку гарантируется семья на всю жизнь (братья, сестры и другие близкие люди).

          Часто задаваемый вопрос: имеет ли право опекун воспрепятствовать тому, чтобы биологические родственники навещали подопечного ребенка?
Да, имеет, если для этого имеются веские основания. Пункт 5, статьи 148.1 Семейного кодекса РФ говорит: «Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка». Если родители лишены родительских прав  они вообще не имеют права общаться с ребенком,  по закону они являются для него посторонними людьми. Если родственники ребенка приходят на встречу в пьяном или другом непотребном виде или ведут себя агрессивно, настраивают ребенка против опекуна или иным образом отрицательно влияют на ребенка, то опекун может встречи отклонить. Кроме того опекун самостоятельно устанавливает порядок, место и время общения родственников с ребенком. Если возникает конфликт  с родственниками, то он решается с участием органов опеки, а если договориться не удалось, то через суд.

Ребенок и еда

           Многие опекуны, приемные родители, работники образовательных учреждений часто сталкиваются с тем, что приемные дети, дети, находящиеся под опекой (попечительством) очень часто испытывают большой интерес к еде. Казалось бы, ребенок воспитывается в хорошей семье, в которой он обеспечен всем необходимым, а в школе ведет себя так, как будто его мало кормят, он постоянно запасается едой, много ест.

           С психологической точки зрения, процессы поедания, жевания, насыщения, в принципе, успокаивают любого человека, нередко спасают от тревоги и тяжелых переживаний. Для ребенка, страдающего психическими расстройствами еда приобретает особый смысл. Она зачастую становится для него единственным источником психологического и физического комфорта. Ребенок начинает зависеть от еды. Он прячет куски, чтобы обеспечить себе спокойное существование. Приемным родителям можно сказать и показать ребенку, что еда не закончится, что никто не будет голодать. Если этого недостаточно, то на период, когда ребенок адаптируется в вашем доме, можно договориться с ним, чтобы он прятал остатки еды в выбранном вместе с ним место. Момент, когда он перестает прятать остатки еды, можно считать завершающим в плане его адаптации. Также следует помнить, что период адаптации ребенка в семьи может протекать довольно длительное время и даже когда ребенок станет взрослым за ним могут сохраниться некоторые элементы девиантного поведения. Бывают случаи, что даже в зрелом возрасте сохраняются привычки запасать и прятать еду.

           Нередко у некоторых детей превышен порог пресыщения. До мозга ребенка медленно доходит сигнал того, что он наелся. Поэтому он кушает слишком много. В таком случае, ребенка, безусловно, нужно ограничивать в количестве еды. В качестве одного из безопасных способов можно использовать следующий: после еды дать ребенку жевательную резинку. Ритмичное жевание позволит мозгу дождаться сигнала о пресыщении. Нужно также помнить, что ребенок в начале адаптации в семье предпочтение отдает знакомой еде, той которой кормили его дома. Привыкание к новым для него блюдам происходит постепенно. Поэтому приемным родителям нужно быть готовыми к тому, что ребенок просто не будет кушать, многое из того, что вы приготовите. Начинайте постепенно знакомить ребенка с новыми для него блюдами и не заставляйте его есть силой, если он этого не хочет.

           Дети, нуждающиеся в замещающей семейной заботе, к сожале­нию, существовали всегда и, по всей вероятности, будут существо­вать еще очень долго. Организация профессиональных форм заме­щающей семейной заботы является вкладом государства в свое свет­лое будущее. Но независимо от статуса семейной заботы (професси­ональная, непрофессиональная семья) каждая семья, которая при­нимает ребенка, пережившего травму раннего отделения от матери, воспитывавшегося в депривационных условиях, потерявшего базис­ное доверие к миру (список потерь можно продолжить до бесконеч­ности), нуждается в хорошо отлаженной системе социальной и психологической помощи.

Информация предоставлена отделом социальной политики, защиты прав и профилактики правонарушений несовершеннолетних администрации Пудожского муниципального района.

 

Использованы ресурсы: монография В.Н. Ослон «Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья».